Развитие мелкой моторики рук у детей. Упражнения

11 сентября 2018
2883
0

Каждый заботливый родитель знает, что у маленьких детей необходимо развивать мелкую моторику рук, но не каждый знает о том, насколько это важно и как влияет на общее развитие ребенка в будущем. Использование специальных упражнений и правил для моторики позволит вашему ребенку расти и развиваться правильно, в соответствии с возрастом.

Содержание статьи:

 

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика отвечает за способность людей выполнять разнообразные точные и мелкие движения кистями рук и пальцами, в том числе и на ногах. В этом процессе принимают скоординированное участие сразу несколько систем: костная, мышечная, нервная и даже зрительная. Что входит в это понятие? Сюда можно отнести любые жесты, начиная от самых простых, вроде хватания ладошкой игрушки и заканчивая сложными навыками письма и рисования. Мелкую моторику также можно обозначить более емким термином “ловкость”.

Моторика рук развивается у человека с самого его рождения: сначала ребенок просто разглядывает свои кисти и пальцы, потом начинает хватать предметы ладонью, а позже подключает к процессу большой и указательный палец, используя их при хватании. Со временем навыки управления руками становятся все более совершенными: малыш учится держать столовые приборы, карандаши и другие инструменты.

Важная деталь, о которой должен знать каждый родитель, это то, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Это объясняется тем, что речевой и моторный центры в мозге человека расположены рядом, и при стимулировании моторной части, под влияние попадает речевая - и начинает активизироваться. Это означает, что для полноценного развития навыков говорения у своего чада мало учить его говорить - не забывайте пользоваться упражнениями на развития ловкости кистей и пальцев. Хорошая ловкость у ребенка позволит ему выработать более красивый и аккуратный почерк, а также сформировать быструю скорость реакции.

От того, насколько хорошо развита мелкая моторика, можно сделать выводы о том, на каком уровне находится развитие ребенка, готов ли он к обучению в школе. Если навыки соответствуют возрасту, то это означает, что ребенок будет готов проявлять на занятиях необходимую внимательность, концентрацию и логику.

Нормы в развитии мелкой моторики у детей

Совершенно ясно, что каждый организм развивается индивидуально и по своему темпу. Но для каждого детского возраста существуют свои “требования” к моторным способностям, которые говорят о его достаточной развитости в этом направлении.

В дошкольном возрасте, начиная с трех лет, моторные навыки ребенка начинают становиться все сложнее и разнообразнее. Увеличивается количество манипуляций, которые ребенок должен выполнять, применяя согласованные действия руками.

В этом возрасте начинают появляться новые особенности, которые относятся к движениям руками:

  1. Пальцы начинают “слушаться” ребенка и движения становятся хоть немного похожи на те, что у взрослого человека.
  2. Все полученные в возрасте до трех лет навыки не уходят на второй план, а продолжают стремительно совершенствоваться.
  3. Дети уже умеют класть предметы на нужное место.
  4. При захвате теперь задействована не только ладонь, но и пальцы.
  5. Малыши учатся новым действиям, выполняемым с помощью рук: рисовать кружочки и линии, работать с ножницами и бумагой, самостоятельно надевать и снимать одежду.
  6. Развивается кинестетическое чувство, а вместе с ним к движениям рук подключается способность выполнять действия под контролем зрения.

Педагогами, физиологами и детскими психологами сформирован особый список, в котором перечислены все основные навыки и умения, освоение которых в возрасте от трех до пяти лет подтверждает правильное и своевременное развитие. К ним относятся:

  • умение стучать предметом о предмет;
  • умение брать пальчиками (большим и указательным) мелких круглых деталей, например, бусинок;
  • создание рисунка на бумаге и его перечеркивание;
  • умение вытаскивать из прозрачной банки нужные предметы;
  • работа с кубиками: способность выстраивать мостики и башенки минимум из трех деталей;
  • первые попытки рисовать прямую вертикальную линию, наклон в которой не будет превышать 30 градусов;
  • срисовывание квадратов, крестиков, кружков;
  • рисование человечка, который будет состоять минимум из трех деталей.

Эти нормы являются своеобразным стандартом необходимых моторных умений у детей в возрасте 4-5 лет. Если большинство этих умений без труда выполняются малышом, значит никакой дополнительной корректировки и работы не требуется: его мышление и двигательные функции в порядке. А если наблюдаются затруднения при выполнении подобных действий, необходимо провести более точную диагностику со специалистом и проработать все пробелы.

Отклонения в развитии детской моторики

Если мелкая моторика у ребенка в возрасте от трех до пяти лет развита недостаточно хорошо и не соответствует норме, то в его повседневной деятельности можно заметить следующие характерные отклонения от нормы:

  • техника движений неправильная, с нарушениями;
  • двигательные способности не выглядят достаточно развитыми: сила, скорость движений, координация и точность хуже обычного;
  • проблемы с психомоторикой;
  • элементарные действия, связанные с самообслуживанием, сформированы недостаточно хорошо;
  • трудности в лепке, рисовании, создании аппликаций и поделок;
  • неумение правильно держать письменные принадлежности и выбирать силу нажима на них;
  • затрудненная работа с ножницами.

Если вы наблюдаете у своего ребенка в возрасте 4-5 лет навыки моторики, сформированные согласно вышеперечисленным пунктам, то прогресс в развитии у чада ниже, чем у детей с нормально развитой мелкой моторикой рук. Очень важно вовремя обратить на это внимание и взяться за исправление ситуации.

Определяем уровень развития мелкой моторики

Даже в домашних условиях можно провести диагностику, которая немного прояснит ситуацию с тем, как у вашего ребенка обстоят дела с развитием моторных навыков. Конечно же, точные результаты сможет сказать только лишь специалист в этой области, но провести ряд упражнений, которые помогут родителям лучше понять силу способностей ребенка, никогда не помешает.

  1. Потешки - это такие стишки для маленьких детей, которые помогают запоминать новые движения. Прочтите ему такое произведение, при этом выполняя простые запоминающиеся движения ладонями и пальцами, а затем попросите его повторить их наиболее точно вслед за вами.
  2. В следующем упражнении попросите малыша вытянуть руки перед собой - одна должна быть расправлена, а другая сжата в кулак. Пусть ребенок одновременно меняет положение кистей, а вы помогите ему в этом, выполняя задание вместе.
  3. Далее - учимся как бы шагать указательным и средним пальчиками по ровной плоской поверхности.
  4. Умение загибать пальцы рук по порядку, друг за дружкой, тоже очень важно. Начинаем с мизинца.
  5. Упражнение “щепоть-ладонь”. Пусть малыш соединит пальцы одной руки в щепотку, изображая птичий клюв. Вторую руку держим раскрытой и вертикально. “Клювом” стучим по второй руке, а потом меняем их местами.
  6. Одновременное разворачивание обеих рук в определенной последовательности: кулак - ребро - ладонь.
  7. Родители собирают пирамидку, разбирают ее при ребенке, а потом просят его собрать все заново. Тоже самое можно повторить с матрешкой.
  8. Обводим изображение по точкам, не отрывая карандаш от листа.
  9. Попросите ребенка раскрасить фигурки различными видами штриховки, не заходя за края изображения. Пусть это будут вертикальные, горизонтальные или волнистые линии.
  10. Срисовывание простых картинок: например, самого простого изображения домика с деталями. Ребенок должен максимально точно скопировать рисунок, не забывая изобразить элементы вроде трубы, двери и прочего.

После прохождения всех этих заданий, можно сделать выводы о развитости моторики у вашего ребенка. Для малыша в возрасте трех лет позволительно справиться с 30 процентами упражнений. А вот дети постарше, в возрасте пяти лет, должны выполнять около 80-90 процентов заданий. Если результат ниже ожидаемого, то следует больше заниматься с вашим чадом. В противном случае, это отразится на дальнейшем интеллектуальном и речевом развитии ребенка.

Упражнения для развития мелкой моторики

Для каждого возраста используются свои методики и техники развития мелкой моторики рук. В этом деле не стоит торопиться и выбирать более продвинутые способы - начать нужно с самого простого, и чем раньше, тем лучше.

От 0 до 6 месяцев

В этот период первых тактильных успехов малыш достигает самостоятельно. В три-четыре месяца он уже тянется к игрушкам, родителям, внимательно разглядывает свои руки. Задача семьи здесь - немного помочь ему лучше осваивать мир на ощупь.

Выполняйте аккуратный массаж рук малыша - разминайте и гладьте пальцы и ладони, немного крутите их, вкладывая в этот процесс максимум осторожности.

Отличной помощью в тактильном развитии станут игрушки, оснащенные ребристой поверхностью, которую интересно будет перебирать в руках и своеобразно их массировать.

Также можно давать ребенку подержаться за ваши большие пальцы и стараться легонько его приподнимать. Со временем его хватательные рефлексы улучшатся.

От 7 месяцев до 1 года

Здесь продолжаем отрабатывать упражнения, описанные ранее, добавляя новые, которые будут немного сложнее.

Универсальным средством развития моторики, которое подойдет любому ребенку, являются пирамидки. С помощью нанизывания фигурок на стержень в определенном порядке ребенок познакомится с величинами и отточит скорость выполнения действий. В эту же группу полезных игрушек отнесем конструкторы и кубики.

Игры с продуктами, которые найдутся дома у каждого, очень часто используются родителями: возьмите бобы, макароны, крупы и раскладывайте и перебирайте их вместе с ребенком. Главное - следите за тем, чтобы малыш не проглотил ничего лишнего.

Можно давать ребенку играться с разными типами тканей и материалов - пусть он изучит самые разнообразные тактильные ощущения, с которыми не сталкивался раньше.

От 1 до 2 лет

Продолжаем увеличивать количество упражнений и игрушек для развития моторики и усложнять задания, связанные с ними. Ребенок становится умнее и старше, поэтому со старыми игрушками необходимо придумывать новые развлечения, которые помогут развивать логику и продумывание действий.

Играйте с водой: попросите чадо перелить ее из одного сосуда в другой таким образом, чтобы потерять как можно меньшее количество воды.

Подключаем к игре бытовые предметы: прищепки, пуговицы, бусины.

Начинаем собирать простые пазлы и заниматься рисованием,создавать мозаики и аппликации.

От 2 до 3 лет

В три года ребенок уже настолько взрослый, что с ним можно играть в сложные детские игры, которые требуют от чада внимательности, сосредоточенности и проявления ответственности.

Любимым множеством детей остается занятие лепкой. Чаще всего это разноцветный пластилин, но вдвойне интереснее заниматься этим процессом с помощью соленого теста, которое малыш приготовит вместе с семьей. Готовится оно очень быстро и просто, для его изготовления потребуется:

  • Мука - 250 грамм;

    Соль - 250 грамм;

    Вода - 125 мл;

    Растительное масло - одна ложка.

Тщательно смешайте первые три ингредиента, в которые по желанию можно добавить четвертый - масло, для большей эластичности. Катайте его вместе с малышом, сжимайте, скручивайте и разминайте, тренируя руки.

Все перечисленные упражнения и многие другие подобные призваны качественно и успешно развить мелкую моторику рук у ребенка. Чем раньше вы начнете заниматься и прорабатывать ловкость детских рук, тем лучше будет для вашего малыша - помимо тактильных ощущений, вы разовьете речевые навыки, внимательность, силу и многое другое.

Комментарии

VerifyCode
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.